Форум «Работа психолога с семьёй в рамках профессионального стандарта»
Проблема трудной социализации детей из замещающих семей была и остаётся одной из самых острых проблем педагогической практики в образовательных учреждениях. Замещающая семья – семья, принимающая на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семья усыновителей, опекунов, попечителей, приёмные семьи, детские дома семейного типа.
Без квалифицированной помощи педагогов-психологов таким детям порой крайне сложно влиться в общество и развиваться гармонично. Для того, чтобы обеспечить эту проблему своевременным решением, Краевая общественная организация «Ассоциация замещающих семей «Надежда» (руководитель Людмила Николаевна Горбачева) при поддержке Управления образования города Пятигорска, 29 ноября провела на базе МБОУ СОШ №6 форум «Работа психолога с семьёй в рамках профессионального стандарта». Для привлечения внимания специалистов к проблемам, возникающим в замещающих семьях, на форум были приглашены заместители директоров школ, детские психологи, социальные педагоги из дошкольных и школьных организаций.
На форуме были обсуждались новые стандарты для психологов, соответствующие международным и в частности Европейским требованиям. Вот, что в своей речи сказала по этому поводу заместитель руководителя Ассоциации по просветительской работе Ольга Анатольевна Плотникова, психолог, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии:
«Лейтмотивом форума стало введение профессионального стандарта психолога. Я освещала этот вопрос и рассказывала об особенностях формирования психики ребёнка в замещающей семье, ребёнка сироты, ребёнка с душевной травмой. Дети из приёмных семей ходят в школу точно так же, как и обычные дети. Но тот, кто сумеет заглянуть в душу такого ребёнка, увидит то, как его трагедия проживается. Мы часто проводим всевозможные конкурсы, привлекая к ним различные организации. Это один из способов привлечения внимания к проблемам замещающих семей и детей, попавших в подобные ситуации».
Екатерина Владимировна Петриченко, психолог, психоаналитический психотерапевт, выступила с проектом, в котором предложила шире внедрять супервизорскую практику при консультативной, корекционно-развивающей работе с детьми-сиротами и замещающими семьями.
«Супервизорская практика - это помощь более профессионального коллеги, или группы профессионалов, своему коллеге, столкнувшемуся с трудностями, - пояснила она. - Это сопровождение в работе, то есть во время практики специалист должен не просто вести человека, но делать это под наблюдением высококвалифицированных профессионалов. Когда психолог сталкивается с проблемой человека – это не проблема психолога, это всё ещё проблема человека. Задача психолога в том, чтобы помочь человеку понять ее и, конечно, помочь найти верное решение».
На форуме также поднимались вопросы скрытых психологических проблем у детей и предлагались методики их выявления, говорилось о роли матери в семье. Были приняты решения о более интенсивной помощи родителям и работе с ними при первой же необходимости. В связи с этим всех специалистов призвали усиленно работать над созданием новых проектов, направленных на улучшение социальной стабильности в образовательных учреждениях. В качестве стимула для создания таких проектов, педагогам было предложено поучаствовать в конкурсах проектных работ.
««Я считаю, что тема приёмных детей наболевшая», – говорит педагог-психолог МБОУ СОШ №27 Берёза Александра Викторовна. Много родителей, которые желают взять приёмных детей. Прежде всего, нужно поддерживать такие семьи – психологически, социально, материально оказывать помощь. Это, на самом деле, тяжёлый труд – воспитывать детей, особенно достаточно взрослых, у которых уже свой багаж знаний и жизненного опыта, причём не всегда положительного.
С каждым годом в Ставропольском крае принимаются нововведения, направленные на улучшение жизни людей. Это требует высокого профессионализма от специалистов всех направлений, включая психологов, работающих с детьми из замещающих семей.
Константин Гамора,
юнкор студии «Парус»
Пятигорского Дворца детского творчества